«Человек, незаурядный в своих талантах, представляет опасность для демократического общества, и должен быть брошен за борт. Равные люди в обществе должны перестать считаться личностями.» Жан-Жак Руссо
В массовом производстве принцип стандартизации потребовал упрощение не только производственных процессов, но и полное упрощение человека, сведения его индивидуальной жизни до рабочей функции.
Задолго до двадцатого столетия появился минимальный человек, он произошел из почвы американской жизни. В восемнадцатом веке его предшественниками были участники протестантских сект, которые проповедовали полное равенство, где высшей добродетелью была простота.
Часть массы, которая в основном определяется количеством — называется индивидом. Он думает о себе, свою личность он представляет основной частью огромного мира. Индивидуализм в Америке отличается качественно от индивидуализма, который распространен в Европе. Индивидуальность — свойство фундаментальной природы, живого мира. Успех жизни требует определенного приспособления к множеству людей и различным обстоятельствам. Это вовсе не актерское мастерство, делающее импровизацию в рамках человеческих ресурсов.
Профессия актер — это создатель определенного образа, а деловой человек, конструктор, который из себя собирает готовые образы-клише, создающиеся массовой культурой. Его Внутренний мир его – это целое хранилище образов, готовых уже для применения, где в период воспитания он теряет свое «Я», он словно сырая глина, которой внешняя сила придает необходимую форму.
В конкурентной борьбе выживают только те, кто верит в правильность системы и в свои силы, кто не теряет своего оптимизма, даже тогда, когда сталкивается с препятствиями. Оптимизм в других странах мира качество индивидуальное, в США, например — это черта национальная, она всей атмосферной динамичностью воспитывает у каждого свой индивидуальный шанс, который необходимо использовать.
Социальный оптимизм в Советской России выражался аморфно, бесформенно, выше всего ценилось в русской культурной традиции свободная импровизация. Оптимизм когда-то считался индивидуальной чертой, в обществе он в обязательном порядке должен был всеобщим, так как сам по себе он ничто, а всего лишь частица коллектива. Оторваться от коллектива в Советском Союзе означало поступать согласно собственным убеждениям, а если так, значит ты отщепенец “индивидуалист”, который противопоставляет себя обществу.
Изменить мир в шестидесятых годах молодежь вошла с надеждой во все сферы культуры и экономики и, действительно, принципы подхода изменила ко многим проблемам, сформировав ту культурную и социальную ткань общества, которая действует и сегодня. Они пытались окуружить себя комфортом, бытовой техникой, такой как свч печь, пылесос, холодильник и т.д. Еще людьми нового поколения, они тот ресурс видели, которого старые зубры не видели. Совершенствовался контроль работников, повышалась интенсивность труда, системе был необходим полный конформизм. Поколение, которое боролось за свободу личности, построили мир своими руками, в котором индивидуальное самовыражение и свобода была введена в жесткие рамки необходимые для действия общества.
Конформизм и индивидуализм как будто друг другу противоречат, но в сегодняшних формах жизни они слились в органическое целое, который создал новый тип конформиста-бунтаря.
Он одновременно мастер приспособления и бунтарь. Он следует позициям здравого смысла, но собственной жизненной позиции у него не наблюдается. Его позиция часто может меняться от предлагаемых обстоятельств, которые диктуют нужную позицию. В жестокой борьбе за выживание он, сразу же приспосабливается к вынужденным обстоятельствам, меняя постоянно себя.
Люди часто повторяют, что душа отражает краски внутреннего человеческого мира, а глаза – зеркало твоей души. Такие лица и глаза принято называть характерными, появляются они в результате индивидуального опыта, эмоциональных потрясений, внутренней борьбы, эмоциональных потрясений в борьбе за материальный успех
В свое время конформизм воспринимался как некая жизненная позиция, которую выбирал сознательно каждый индивид. Сегодня он остался без выбора, он обязан принять принципы, в которые верят целые массы, или быть просто игнорированным обществом.