Первую типологию характеров человека написал Платон, исходя из этических принципов. Этот вопрос волновал и Теофраста и Гиппократа, создавшего наиболее известную типологию. Далее в психологии образовалось два направления изучения характера.
Первое из них считало, что характер человека обусловлен в основном индивидуальными чертами. Ф. Галль разработал френологические карты, содержащие 27 способностей человека, зависящих от строения головного мозга.
Позже благодаря Э. Кречмеру и У.Шелдону пара «мозг-характер» уступила паре «тело-характер», оказавшейся весьма стабильной. К. Юнг в 1928 считал характер стабильной формой человеческого существования.
Это направления прямо связывало тип характера с типом темперамента, а его с конституциональным типом. Обращается внимание на мотивацию личности вне моральных и этических оценок.
Другое направление имеет культурологическую (культурно-антропологическую) направленность. Проводится идея, что личность выражает культуру через свое индивидуальное поведение.
Э. Фромм выделял в качестве ведущей потребность в связи человека с окружающим миром и считал, что культура и общество определяют типичные в пределах группы особенности личности, выражающиеся в социальном характере. Наряду с ним личность обладает индивидуальным характером. Подобное мнения высказано В.Н. Куницыной.
Благодаря индивидуальному характеру люди между собой в рамках одной культуры. Благодаря ему человек приспосабливается к обществу, отбираются идеи и ценности, достигается соответствие между внешней ситуацией и внутренним состоянием.
Формирование характера происходит при взаимодействии переживаний человека индивидуальных и обусловленных внешними обстоятельствами с его конституциональными и психодинамическими особенностями. Исли к обществе, в котором живет человек, модные большие губы, то многие женщины захотят сделать ботокс в губы, чтобы соответствовать модным стандартам.
Сильный характер подразумевает устойчивость свойств личности, которые жестко регламентируют поведение и проявляются в определенности отношения к окружающему. Бесхарактерность подразумевает отсутствие внутренней определенности и более сильную зависимость от внешней обстановки, чем от самого себя. В характере проявляется определенность субъекта, выделяющего себя из окружающей среды и задающая определенное отношение к себе и людям.
Определенность не бывает абстрактной. Она предполагает наличие у человека значимых целей и мотивов поступков.
Характер можно определить как систему отношений личности к внешнему миру и самому себе.
Первыми при становлении характера – считает Б.Г. Ананьев – складываются отношения личности с другими людьми. Они закрепляются и превращаются в коммуникативные черты. Характер развивается как объект отношения с другими людьми. Затем эти отношения неизбежно переходят в интраиндивидуальные связи, формирующие личность. Онтогенез сам определяет последовательность формирования черт характера.
Коммуникативные черты являются базой для формирования деловых (предметно-действенных) черт характера.
Признание субъектом отношений с окружающей предметной средой в качестве личностно значимых формирует интеллектуальные, волевые и деловые свойства личности.
Третья система отношений – отношение личности к себе. Она формируется позднее после самосознания появления «Я» – концепции по мере накопления опыта отношений с другими людьми и средствами деятельности. Они наиболее крепко связаны с ценностными ориентирами и действуют в качестве саморегуляторов и контролеров саморазвития. Со временем они превращаются в рефлексивные свойства характера.
Они завершают структуру целостного характера. С этой точки зрения плохой характер – незавершенный. Хороший характер отличается завершенностью, целостностью и хорошей согласованностью всех его элементов.
Достоинство такого подхода – целостная, завершенная структура свойств, когда каждая черта – синдром показывающий отношение личности к определенной ситуации действительности.
За рубежом наиболее распространена концепция индивидуального характера Э. Фромма.
Б.Г. Ананьев понимает черту характера как отношение личности, а Фромм – ориентацию характера. Обе концепции довольно близки. Для отношений личности внешними детерминантами служат предметная среда, люди, внутренний мир человека. Взаимодействие с ними формирует отношения личности, закрепляемые в чертах характера. У Фромма детерминанта – нахождение «источника всех благ». Отношение к этим источникам фиксируется в способе достижения благ.
Поэтому Фромм делит ориентации на плодотворные и неплодотворные. Источник в самом себе находит человек с плодотворной ориентацией и считает себя средоточием сил и возможностей. Люди с неплодотворной ориентацией ищут источник благ вне себя и выбирают непродуктивные способы действия.
В качестве неплодотворных Фромм называет рецептивную, стяжательскую, эксплуататорскую и рыночную ориентации.
Рецептивную (берущую) ориентацию имеет человек, который стремится все получить только из внешнего мира.
Люди с эксплуататорской ориентацией отличаются тем, что они не дожидаются милости, а отнимают желаемое с помощью силы или хитрости.
Стяжательскую ориентацию имеют те, кто считает, что безопасность достигается за счет экономии и, а трата равносильна личной угрозе.
Рыночная ориентация отличается тем, что не поддерживает постоянных отношений. Единственное стабильное свойство – изменчивость установок. Цель – продать себя, знания, услуги. Развивается только то, что годится на продажу.
Фромм считает, что неплодотворные ориентации все-таки имеют положительные качества в сочетании с другими качествами целостного характера.
Плодотворная ориентация – умение использовать свои силы и возможности.
Рубрика: Человек как личность 13 July , 2012