В творческой жизни каждого исполнителя, решающим моментом и итогом длительного труда музыканта, является публичное выступление. В системе обучения – это необходимый этап, где взаимосвязаны воспитание творческого воображения, музыкального мышления, технических навыков, слушания, памяти.
Обучаясь в детском музыкальном учреждении, школьник должен привыкать к мысли, что выступление – серьезный шаг, где выступающий несет перед автором произведения, перед педагогом, перед самим собой и перед слушателями ответственность. И, в то же время – это праздник, который запомнится на всю жизнь и от которого получаешь огромное художественное удовлетворение.
Стоит отметить, что в настоящее время можно воспользоваться такой услугой, как аренда сцен. Это очень удобно для выездных выступлений.
Концертное выступление во многом зависит от индивидуальных способностей ученика, не смотря на сильнейший контроль воспитания педагогом. Самочувствие во время исполнения программы, поведение на эстраде и реакция на аудиторию – у каждого исполнителя происходит по-своему. Часто на таком этапе даже у одаренных исполнителей происходят нервные срывы, психические травмы. Некоторые отказываются от сценических выступлений.
Говоря о причинах срывов, которые происходят на сцене с исполнителем, хочется рассказать об эстрадном волнении, внутреннем раскрепощении и умении освободиться от нервных напряжений. Известный Константин Станиславский, имея тонкую психологическую наблюдательность описывал противоестественное мучительное состояние актера, которое тот переживает на сцене: «Когда человек перед тысячной аудиторий выходит на сцену, то от испуга, ответственности и застенчивости, теряет самообладание. В такие минуты нормально смотреть, говорить, мыслить, слушать, он, просто, не может».
Волнение исполнителя-музыканта ничем не отличается от самочувствия актера; непривычная обстановка, сознание ответственности, боязнь провала – эти все чувства дезорганизуют творческое умение.
Многие пианисты, а тем более учащиеся испытывают много трудностей на концертах. Известный факт, что некоторые превосходные виртуозы, на эстраде перед публикой играли намного ниже своего уровня.
Проблему волнения исполнителя на концерте пытаются решить многие исследователи в сфере музыкальной педагогики. Как избавиться от ненужного волнения во время выступлений – являются в музыкальной педагогике – ключевым.
Волнение на концерте – это эмоциональное состояние, зависящее от индивидуальных особенностей. Одному, волнение способствует лучшему контакту со зрителями, яркому исполнению. Другому, наоборот, не дает достичь ожидаемого результата, доходя до болезненного состояния. Это проявляется в скоростной регулировки, когда исполнитель теряет чувство темпа. Некоторым кажется, что его игра слишком тихая и он начинает исполнять произведение очень громко. Бывает, что из-за волнения отказывает память.