Когда говорят, что песня «за душу» берет – подразумевают, что именно это музыкальное произведение пробуждает высокие эмоции: радость, наплыв воспоминаний… А может ли какой-либо конкретный исполнитель пробуждать каждый раз после его прослушивания какие то конкретные чувства и эмоции? Да, несомненно!
Еще Ленин говорил про произведения Бетховена: что они поочередно вызывают в нем то умиление, то жажду действия. Вот и некоторыми современными и не очень музыкальными творениями та же история.
Но у каждого свои «душевные струны», за которые разные песни и трогают по-разному. Кому то по душе простая музыка, кого то зовет в дальние дали ритм, кого то впечатляет Ее величество Мелодия. В таком случае можно сказать, что автор «попал в точку». Если говорить о жанрах: марш – побуждает к действию, романс – будит любовные переживания, рок – вызывает накал эмоций.
Попали в точку «родители» фильмов «Молодая гвардия» и «Детство Максима», выбрав для своих творений песни «Дивлюсь я на небо» и «Варшавянку» соответственно. Мелодия рефреном вторит происходящему на экране – у зрителя сжимаются в гневе кулаки, просыпается чувство патриотизма. Вот уж действительно – «эту песню не задушишь, не убьешь»!
Исполнитель – тоже немаловажное действующее лицо музыкального произведения. Так тембр голоса исполнителя придает определенную эмоциональную окраску песне, расставляет в ней свои акценты. Например, «То не ветер ветку клонит» исполненной с романтичной пронзительностью голоса Олега Погудина – пробуждает все самое доброе и светлое. А ведь некоторые называет его исполнение «не мужским» – очень зря.
А Джо Дассен? Его чарующий баритон с приятной для уха хрипотцой? Как бередят душу его романсы, какие «мурашки» бегут от его романсов с чувством спетых пусть низким по тембру, но таким «бархатным» голосом. А еще образ артиста – брутальная грудь в разрезе рубашки, взгляд – прекрасно дополняет романтичную сторону его песен.
Владимир Высоцкий – певец эпохи… Хриплый голос – для надрывных, эмоционально-накаленных песен, нежное исполнение – для любовных песен. Он нравился и мужчинам и женщинам именно потому, что умел разделять типы исполнения для каждого слушателя. Вот уж действительно талант.
Каждая песня – будь она лирической, или жесткой – найдет своего слушателя. И на каждого она будет воздействовать по-разному: на кого то гипнотически, на кого то лирически.